Wheel.Cars | Автомобильные шины и диски Загрузка

Ирригационные системы

Опубликовано Автор: admin3

Стране нужен хлопок. От мелких систем в индивидуальном хозяйстве надо было переходить к крупным ирригационным сооружениям.

В Средней Азии уже разворачивались крупные гидротехнические работы. Началось строительство каналов, возведение плотин, чтобы задержать воду и создать водоемы.

После Бузулукской стройки наш коллектив направили в Куйбышевскую область, на строительство Кутукульской ирригационной системы.

Наступил 1939 год. Сооружения для аварийного сброса воды у нас тогда еще не были готовы.

Проект сброса задерживался. Мы знали, что еще два года можно наполнять водохранилище и все равно до нормально подпертого горизонта (так это называется у нас гидростроителей) дело не дойдет.

Гидрологи утверждали, что в этом году паводок ожидается не слишком большим. И вдруг…

Первые числа апреля.

Максимальный паводок как будто уже прошел. Водохранилище наполнено на три четверти, и мы сообщили в Москву, в Нижневолгопроект, что паводок закончен, продолжаем строить плотину и сбросные сооружения.

Неожиданно пошли ливневые дожди, река вспучилась, стала «играть», уровень в водохранилище катастрофически поднимался, и спустя неделю мы вынуждены были пропускать воду через недостроенные сооружения. Плотина была далеко не закончена.

Пришлось мобилизовать все население, самим участвовать в наращивании ее тела. Колхозники, армейские подразделения, присланные нам в помощь, техника — все и вся было брошено на борьбу с водой.

И все-таки аварии не миновали.

Дело в том, что в сбросном сооружении, в водобойном колодце проектировщики не учли устройства дренажа для вывода фильтрационной воды, которая свободно проникала под сооружение, расположенное на глине, в связи с этим создалось большое гидростатическое давление, оно-то и подняло бетонные блоки в наклонной части водосброса, а поверхностным потоком их выбросило в колодец. Эта история научила меня главному: в нашей ответственной и трудной работе надо знать гидрологию района, точно учитывать все обстоятельства, давать им объективную оценку.

Легковесность здесь опасна втройне.

В частности, не следует пользоваться одними метеорологическими сводками.

Надо самим предпринимать инженерную разведку площади водосброса.

admin3